воскресенье, 4 сентября 2022 г.

7 класс § 11 Безопасность транспорта.

 

Безопасность транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду


Раздел. Технологии в транспорте.

Тема урока. Безопасность транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия о безопасности транспорта и влияния транспорта на окружающую среду; обучить строить учебную компьютерную модель какой-либо выбранной характеристики транспортных средств (например, графическую модель уровня шума транспортного потока).


Технологии в транспорте
§ 11 Безопасность транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду


Как вы уже знаете, транспортные средства являются сложными техническими системами, поэтому возникает задача обеспечить безопасность их использования для людей, грузов, окружающей среды.

Безопасность транспорта


По оценке экспертов, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта, самым безопасным считается воздушный транспорт (самолёт), после него идёт водный и железнодорожный. Самый опасный — автомобильный транспорт.

Безопасность полётов — это комплекс мероприятий, обеспечивающих выполнение полётов без угрозы для жизни и здоровья граждан (контроль за состоянием авиационной техники, надлежащее обслуживание воздушного транспорта, досмотр багажа и др.) (рис. 29).


Рис. 29. Досмотр багажа в аэропорту

Правила безопасности судоходства разработаны в виде международных судоходных конвенций:

— конвенция по безопасности жизни на море устанавливает стандарты строительства судов, список оборудования для безопасности на борту (пожарного, спасательного, навигационного и др.) (рис. 30);


Рис. 30. Спасательная шлюпка

— конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов;

— конвенция по предотвращению столкновений судов в море:

— конвенция, ограничивающая чрезмерную загрузку судна (выше ватерлинии);

— конвенция по стандартам обучения моряков, прохождения ими медицинских комиссий, безопасности их труда и др.

Безопасность на железнодорожном транспорте — комплекс мер, направленных на устранение угрозы жизни и здоровью пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и подвижного состава, сохранности объектов инфраструктуры, экологической безопасности окружающей среды.

Безопасность автомобильного транспорта — совокупность мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения:

— рациональное проектирование улиц и дорог;

— изучение влияния конструкции дороги на возможность аварии;

— регулирование дорожного движения (с помощью светофоров, дорожных знаков и др.);

— контроль за соблюдением правил дорожного движения (фото- и видеофиксация нарушений);

— обязательный техосмотр транспортного средства;

— обустройство автомобиля средствами защиты (подушками и ремнями безопасности, детскими креслами и др.) (рис. 31);


 
Рис. 31. Средства защиты в автомобиле: 
а — детские кресла и ремни безопасности; б — процесс срабатывания подушки безопасности

— использование приспособлений для защиты пешеходов (ограждений, подземных переходов и др.).


Правила безопасного пользования транспортом


При пользовании автобусом, троллейбусом необходимо соблюдать следующие правила:

• на остановке в ожидании транспорта не бегать, не толкаться, не стоять на проезжей части;

• при посадке не останавливаться в проходе, дать возможность войти остальным;

• в салоне держаться за поручни, не шуметь, не толкаться, не мешать другим пассажирам.

При движении по автомобильной дороге, не имеющей тротуара, следует идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту.

При пользовании железнодорожным транспортом (электропоездом, поездом дальнего следования и др.) необходимо соблюдать следующие правила:

• не ходить по железнодорожным путям, а при переходе через железнодорожные пути пользоваться переходными мостами, дорожками, туннелями;

• не подниматься на крыши вагонов;

• при ожидании поезда не бегать по платформе, а при приближении поезда не стоять у края платформы;

• садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда, не создавать помех другим пассажирам при посадке и высадке;

• не зажигать в вагоне спички, зажигалки, свечи;

• не высовываться из окон вагонов;

• не стоять на подножках и переходных площадках вагонов, не открывать двери вагонов на ходу;

• обнаружив посторонние или забытые предметы, сообщить об этом машинисту или сотрудникам службы безопасности.


Правила безопасности во время экскурсии


• Если вы опоздали к началу экскурсии и группы на месте нет, то следует вернуться домой, а не догонять группу;

• во время экскурсии выполнять все указания руководителей;

• во время движения по экскурсионному маршруту не отставать от группы;

• не заходить в магазины и другие места, не предупредив руководителя;

• переходить улицы только в установленных местах по команде руководителя.


Влияние транспорта на окружающую среду


Транспорт позволяет людям передвигаться на нужные расстояния, но наряду с этим он сильно загрязняет окружающую среду. Почти половина выбросов в атмосферу загрязняющих веществ приходится на транспорт (а вторая половина — на теплоэнергетику, металлургию, производство строительных материалов, нефтепереработку и др.).

Больше всего загрязняет окружающую среду автомобильный транспорт (рис.32).


Рис. 32. Сравнительный объём загрязнений окружающей среды различными видами транспорта: 
1 — автомобильным; 2 — железнодорожным; 3 — воздушным; 4 — водным; 5 — трубопроводным

Это загрязнение воздуха выхлопными газами; загрязнение грунтовых вод стоками с автомобильных дорог, автомоек и стоянок автотранспорта; шумовое и пылевое загрязнение; потеря городского жизненного пространства из-за наличия гаражей, автостоянок, заправочных станций и др.

Для уменьшения загрязнения природы автомобильным транспортом необходимо:

— совершенствовать автомобильные двигатели для сокращения их вредных выбросов;

— разрабатывать новые виды топлива с меньшим вредным воздействием на человека;

— внедрять электромобильный транспорт;

— применять в автомобилях устройства, уничтожающие вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах;

— высаживать деревья и кустарники вдоль дорог;

— обезвреживать сточные воды, образующиеся при мойке транспортных средств;

— максимально пользоваться безмоторными видами транспорта, такими как пеший ход, велосипед и др.

На воздушном транспорте используют двигатели, которые расходуют 6 — 14 т топлива в час. Значительный расход топлива происходит при взлёте и посадке самолётов, в связи с чем в атмосферу выбрасывается большое количество вредных веществ. Кроме того, самолёты создают большой шум. Для уменьшения загрязнения природы воздушным транспортом необходимо совершенствовать двигатели самолётов и вертолётов, удалять аэродромы за городскую черту и др.

Водный транспорт является источником загрязнения атмосферы, внутренних водоёмов и Мирового океана. Выхлопные газы судовых дизелей содержат много вредных веществ, холодильники судов-рефрижераторов используют газ фреон, разрушающий озоновый слой Земли, крушение нефтяных танкеров приводит к попаданию в воду нефти, которая губит всё живое. Основными мероприятиями, направленными на уменьшение вредного влияния водного транспорта на окружающую среду, являются: применение качественного моторного топлива, оптимизация работы дизельных двигателей, контроль выхлопных газов, недопущение попадания за борт неочищенных бытовых вод и нефтепродуктов и др.

На железнодорожном транспорте можно отметить два типа источников загрязнения окружающей среды:

— стационарные (неподвижные) — локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, котельные;

— передвижные — тепловозы, электровозы, путевые и ремонтные машины, рефрижераторные составы, пассажирские вагоны и др.

Выхлопные газы тепловозов содержат вредные вещества, а контактная сеть электровозов является источником вредного электромагнитного излучения. При мойке локомотивов и вагонов почва загрязняется пылью, моющими средствами, растворами солей и нефтепродуктами, на складах горюче-смазочных материалов происходят жидкие разливы топлива и масел и др. Основные шаги по снижению вредного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду: обезвреживание выхлопных газов тепловозов, переход на газообразное топливо, высаживание лесозащитных насаждений вдоль железных дорог, оборудование всех пассажирских вагонов биотуалетами, очистка сточных вод при мойке подвижного состава и др.


Практическая работа № 8


Построение графической модели уровня шума транспортного потока

1. Отрицательной характеристикой автомобиля является шум, издаваемый транспортным средством при его работе. Рассмотрите результаты замеров, сделанных с помощью специального электронного прибора — измерителя уровня звука — на автомобильной дороге при движении смешанного транспортного потока различной интенсивности N. Уровень шума L замерен в децибелах, дБ (эти единицы измерения вы будете изучать на уроках физики в 9 классе).


Интенсивность транспортного потока N, авт/ч0200400600800100012001400160018002000
Уровень шума L, дБ012192327303539445055


2. Постройте в рабочей тетради графическую модель уровня транспортного шума (в виде графика, где по горизонтальной оси отложены значения N, а по вертикальной — значения L); можно воспользоваться средствами Microsoft Word или др.

3. Автомобильная дорога проходит вблизи жилого квартала, где нормативный (допускаемый санитарными нормами) уровень шума составляет LHOPM = 45 дБ. Используя полученную модель, определите, при какой интенсивности транспортного потока N на дороге уровень шума начинает превышать санитарные нормы.



Запоминаем опорные понятия

Безопасность полётов, судоходства, железнодорожного и автомобильного транспорта.



Проверяем свои знания


1. Что такое безопасность транспорта?

2. Какие правила следует соблюдать во время образовательного путешествия (экскурсии)?

3. Какой вид транспорта сильнее всего загрязняет окружающую среду?



Домашнее задание

Читать §  11

Выполнить практическую работу №8 (стр 53-54) можно выполнить на компьютере


Урок 8

Комментариев нет:

Отправить комментарий