Освещение жилого помещения. Экология жилища
Раздел. Технологии в сфере быта.
Темы урока. 1. Освещение жилого помещения. 2. Экология жилища.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с типами освещения, видами ламп, светильников и систем управления светом;
по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятиями «экология жилища», «микроклимат»; с техническими средствами для создания микроклимата в помещении; овладению технологиями уборки помещения.
Технологии в сфере быта
§5. Освещение жилого помещения
Продуманное и хорошо спланированное освещение не только улучшает и дополняет интерьер, преображает облик помещения, но и влияет на наше самочувствие. Освещение жилого дома, как и любого другого помещения, осуществляется по определённым технологиям. Самая современная из них — энергосберегающая светодиодная технология.
При проектировании искусственного освещения жилого помещения учитывают расположение трёх его составляющих — ламп, светильников и системы управления.
Лампы в основном бывают трех типов — лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные. Они различаются по технологии производства, характеристикам излучаемого света, потреблению энергии, сущностью физических явлений, на которых основано свечение. Работа ламп всех видов основана на физических явлениях, которые вы будете изучать на уроках физики.
Светильники — это приборы, которые являются источниками света. Они служат прекрасным украшением интерьера, подчёркивают определенный стиль, дизайн. Для освещения помещений используют разнообразные виды светильников.
Потолочные висячие светильники (люстры) (рис. 10, а) применяют для создания общего освещения, - особенно в помещениях с высокими потолками. Свет таких светильников объединяет пространство. Висячие светильники часто устанавливают над обеденным столом, выделяя этот фрагмент интерьера и создавая уют.
Настенные светильники (бра) (рис. 10, б) могут использоваться для местного, общего освещения, а также для подсветки отдельных элементов интерьера (картин, антиквариата). Их свет может быть направлен как вверх, так и вниз.
К настольным светильникам (рис. 10, в) относятся источники света, которые устанавливают на поверхности, приподнятой над полом. Такие лампы идеальны для местного освещения как дополнение к общему освещению.
Напольные светильники (торшеры) (рис. 10, г) устанавливают на полу. У современных торшеров можно менять высоту, регулировать яркость, что делает их удобными и практичными. Чаще всего их применяют для местного освещения.
Встроенные светильники (рис. 11, а) «прячут» в потолок, в элементы дизайна. В результате они находятся на одном уровне с поверхностью потолка. Свет встроенных светильников направлен вниз, но бывают и поворотные модификации.
Рельсовые светильники (рампы) (рис. 11, б) образуются двумя основными элементами: рельсом, служащим опорой, и источниками света, которые можно перемещать. Рампы могут объединяться в замкнутые структуры.
Тросовые (струнные) натяжные системы (рис. 11, в) — это системы освещения нового поколения. В них электрический ток напряжением 220 В протекает по натянутым тросам. Один трос — токоведущий — полностью изолирован, поэтому не представляет опасности. Параллельный трос необходим для устойчивого положения светильников. Однако гораздо надежнее и безопаснее тросовые системы напряжением 12 В.
Современные системы управления светом многообразны. Самый простой и распространённый способ управления — обыкновенный выключатель с одной или несколькими клавишами. Однако для сложного многоуровневого освещения только выключателей мало. Необходимы также переключатели, которые позволяют включать светильник в одной точке комнаты и выключать в другой. Большой популярностью пользуются так называемые диммеры — устройства для регулирования яркости освещения.
Управление светом также происходит с помощью энергосберегающего выключателя с датчиком движения (присутствия). В подъездах жилых домов устанавливают такие датчики, которые реагируют на движение человека: когда кто-то входит в подъезд, свет автоматически включается. В дневное время суток светильники отключаются. Таким образом, светильник работает всего четыре часа в день, а не круглые сутки. У входа в подъезд устанавливают устройство фотореле, которое автоматически включает лампу, когда на улице стемнеет, и отключает, когда рассветет.
Типы освещения
Выделяют четыре типа освещения: общее, местное, направленное и декоративное. Создать каждый тип освещения можно множеством способов.
Назначение общего освещения — равномерно заполнить светом всё помещение, создать фоновое освещение. Обычно этот способ освещения достигается потолочными светильниками.
Местное освещение предназначено для выделения определённых зон пространства и создания настроения. Такого освещения требует рабочий стол или диванная группа. Самые распространённые светильники местного освещения — бра, настольные лампы и торшеры.
Направленное освещение используется для выделения одного объекта, чаще всего предмета искусства, картины, скульптуры.
Декоративное освещение создаётся для подсветки потолка, гардин, ступеней. Оно не только красиво, но и удобно в ночное время: подсветка включается с помощью датчика движения.
В современном интерьере дизайнеры соединяют общее и местное освещение, добавляют несколько объектов с направленным или декоративным светом. Такое освещение называется комбинированным.
Знакомимся с профессиями
Электрик — специалист, который проводит внутренние электросети в жилых и производственных помещениях, выполняет их ремонт, занимается монтажом, ремонтом и обслуживанием бытового и промышленного электрооборудования. Эта профессия требует повышенной ответственности, так как результатом ошибки электрика могут стать короткое замыкание, пожар, электротравма. Осваивать её рекомендуется людям физически выносливым, аккуратным, внимательным, обладающим хорошей реакцией.
Запоминаем опорные понятия
Лампы, светильники, системы управления светом; типы освещения: общее, местное, направленное, декоративное, комбинированное.
Домашнее задание
1. Какие лампы, светильники и системы управления есть в вашем доме, классе?
2. Поговорите дома с родителями о том, ощутила ли семья экономию затрат на электроэнергию при переходе с ламп накаливания на светодиодные лампы.
3. Узнайте, где находятся ближайшие к вам пункты сбора испорченных люминесцентных ламп.
Комментариев нет:
Отправить комментарий