Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§15. Технологическая карта — основной документ для изготовления деталей
Технологии изготовления деталей из древесины
После того как сборочный чертёж изделия разработан и выполнена его деталировка (изготовлены чертежи всех деталей, входящих в изделие), переходят к следующей стадии технологического этапа работы над проектом — разработке технологической документации.
В качестве технологической документации применяют маршрутную карту, в которой указывается маршрут следования заготовок по операциям. В операционной карте содержится подробное описание технологической операции. В технологической карте — последовательность выполнения операций, их графическое изображение, перечень инструментов и приспособлений, необходимых для каждой операции. В качестве примера в таблице 3 приведена технологическая карта изготовления изделия «крестовина для новогодней ёлки».
Таблица 3
Технологическая карта. Изготовление изделия «крестовина для новогодней ёлки» (см. рис. 31, ж)
№ п/п | Содержание операции | Эскиз | Оборудование, инструменты и приспособления |
1 | Выбрать заготовки на два бруска (40 х 50 х 610 мм) и четыре опоры (20 х 50 х 130 мм) с учётом припусков на обработку | Верстак, линейка | |
2 | Разметить заготовки брусков и опор | Верстак, угольник, линейка, карандаш | |
3 | Распилить заготовки по разметке (два бруска и четыре опоры) | Верстак, ножовка | |
4 | Разметить врезку (паз) в средней части двух брусков | Верстак, угольник, линейка, карандаш | |
5 | Вырезать и зачистить паз 20 х 50 х 50 мм | Верстак, ножовка, стамеска, молоток, напильник | |
6 | Соединить бруски с опорами на гвоздях | Верстак, молоток, гвозди | |
7 | Собрать бруски и разметить ось отверстия | Верстак, угольник, линейка, карандаш | |
8 | Сверлить отверстие Ø 25 мм насквозь по разметке одновременно в двух брусках | Верстак, дрель, сверло, подкладная доска, струбцина | |
9 | Зачистить поверхности, лакировать изделие | Верстак, напильник, шлифовальная шкурка, лак, кисть | |
10 | Проконтролировать качество изделия | Чертёж |
Технологии изготовления изделий из металла
Из материала 5 класса вы знаете, что технологическая операция является частью технологического процесса обработки или сборки изделия, выполняемой на одном рабочем месте. Операции состоят из технологических переходов. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом.
Процесс изготовления изделий из сортового проката включает в себя слесарные операции, которые вы применяли в 5 классе для обработки тонколистового металла.
На рисунке 39 показаны некоторые изделия, которые могут быть объектами ваших творческих проектов. Ручка, подвеска (рис. 39, а, г) являются однодетальными изделиями, а рыхлитель, подставка и нутромер (рис. 39, б, в, д) — многодетальными.
а — ручка для дверки шкафчика, ящика; б — рыхлитель; в — подставка для горячей посуды; г — подвеска; д — нутромер
Пример технологической карты дан в таблице 4 — это технологическая последовательность изготовления изделия «крепёжный уголок».
№ п/п | Содержание операции | Эскиз | Оборудование | Приспособления | Инструмент | |
режущий и вспомогательный | измерительный | |||||
1 | Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку | Верстак | Линейка, штангенциркуль | |||
2 | Разметить заготовку в размер 40 мм | Верстак | Угольник, чертилка | Линейка, штангенциркуль | ||
3 | Разрезать заготовку по линиям разметки | Верстак | Тиски | Ножовка | ||
4 | Опилить острые кромки | Верстак | Тиски | Напильник | ||
5 | Разметить центры отверстий и накернить их | Верстак | Разметочная плита | Молоток, кернер, угольник | Штангенциркуль | |
6 | Сверлить четыре отверстия Ø 4 мм | Сверлильный станок | Тиски | Сверло | Штангенциркуль | |
7 | Зачистить поверхности, лакировать изделие | Верстак | Тиски | Напильник шлифовальная шкурка, лак, кисть | ||
8 | Проконтролировать размеры и качество изделия | Верстак | Тиски | Штангенциркуль |
Приведённая технологическая карта содержит несколько слесарных операций. На промышленных предприятиях эти операции выполняют слесари различных специальностей.
Знакомимся с профессиями
Слесарь механосборочных работ собирает из отдельных деталей и узлов станки, двигатели, автомашины и тракторы, проводит на специальных стендах испытания собранных машин и агрегатов, устраняет допущенный брак.
Слесарь-ремонтник производит ремонт и регулировку различного оборудования. В процессе ремонта изготавливает простые детали и необходимые приспособления, заменяет изношенные детали новыми, испытывает отремонтированное оборудование.
Слесарь-инструментальщик изготавливает и ремонтирует различные инструменты и приспособления. От него требуется высокая точность и качество выполнения работы, умение читать чертежи, разбираться в сложном контрольно-измерительном оборудовании.
Практическая работа № 16
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины
1. Рассмотрите и прочитайте выданный учителем чертёж детали и разработайте технологическую карту её изготовления.
2. Определите, какие инструменты понадобятся для изготовления этой детали, запишите их названия в рабочую тетрадь.
Практическая работа № 17
Разработка технологической карты изготовления изделий из сортового проката
1. Разработайте технологическую карту для изготовления изделий из металла: отвёртки (см. рис. 33, а), подвески (см. рис. 33, б), ручки (см. рис. 39, а) или другого изделия, предложенного учителем.
2. Сравните составленную карту с технологическими картами, разработанными для этой же детали вашими одноклассниками.
Запоминаем опорные понятия
Деталировка, маршрутная карта, операционная карта, технологическая карта, технологический переход.
Проверяем свои знания
1. Что такое деталировка?
2. Что указывается в технологической карте?
3. Что такое технологический переход?
Домашнее задание
Закончить классную работу (технологическая карта корпуса гоночного автомобиля)
1. Устно. §15, стр. 69-74, Подготовиться к ответам по теме «Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей».
2. Письменно. Сделать технологическую карту отвертки (рис 33, а) в тетради или с помощью компьютера но эскизы и чертежи выполнить карандашом по образцу из учебника
Комментариев нет:
Отправить комментарий