четверг, 8 сентября 2022 г.

6 класс §1. Технологии возведения зданий и сооружений

 

Технологии возведения зданий и сооружений. Ремонт и содержание зданий и сооружений


Раздел. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.

Темы урока. 1. Технологии возведения зданий и сооружений. 2. Ремонт и содержание зданий и сооружений.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией возведения зданий и сооружений;

по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией ремонта и содержания зданий и сооружений; обучить школьников выполнять поиск в Интернете и других источниках информации предприятий строительной отрасли в регионе проживания, анализировать опыт решения задач на взаимодействие со службами ЖКХ.


Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений
§1. Технологии возведения зданий и сооружений


Как известно, жилищем древних людей служили пещеры, затем человек научился изготавливать себе жильё из веток деревьев, шкур и костей животных и даже из снега. Более 10 тысяч лет люди строили свое жилище из древесины. В настоящее время древесину заменили более современные материалы. Здания и сооружения возводят из камня, кирпича, полимерных материалов, бетона и железобетона, металлоконструкций, стекла и др.

Здание — объёмная наземная строительная система с помещениями, служащая для проживания людей, производственной и хозяйственной деятельности, хранения продукции, содержания животных и др. Все остальные строительные системы называют сооружениями.

Это инженерно-технические сооружения (мосты, железнодорожные пути, дымовые трубы, мачты, радио- и телевизионные башни и др.), подземные сооружения (тоннели, подземные гаражи и сооружения метрополитена, убежища и др.), мемориальные и архитектурные сооружения.

Пo назначению здания бывают:

• гражданские: жилые (жилые дома, гостиницы, общежития, жилые корпуса пансионатов, домов отдыха и др.); общественные (театры, музеи, торговые центры, вокзалы и др.); административные и коммерческие (помещения для размещения офисов учреждений и коммерческих

организаций);

• промышленные: производственные (заводы, фабрики), подсобные, энергетические (электростанции), складские;

• сельскохозяйственные (теплицы, помещения для скота, склады и мастерские сельхозтехники и др.).

Перечисленные виды зданий значительно отличаются друг от друга по внешнему виду (рис. 1).


  
Рис. 1. Здания: а — гражданское (жилой дом); б — промышленное (фабрика); 
в — сельскохозяйственное (коровник)

Внутри зданий могут находиться следующие коммуникации: система отопления; водопровод, газопровод и канализация; электросеть; телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства; подъёмники и лифты.

По технологии строительства различают виды зданий:

• кирпичные или блочные здания — из мелкоштучных элементов (кирпича, керамических и бетонных блоков и др.), укладываемых вручную или с помощью строительной техники;

• сборные здания — из предварительно изготовленных на заводе или строительной площадке элементов конструкций;

• сборно-монолитные — из сборных элементов и монолитного бетона, укладываемого непосредственно в конструкции здания;

• монолитные с основными конструкциями (перекрытиями, стенами, элементами каркаса) из монолитного бетона.

Технология возведения зданий включает:

• инженерно-геологические изыскания (проведение исследования места расположения будущего здания: исследования рельефа местности, геологического строения и свойств грунта, окружающей среды и др.);

• технологическое проектирование строительных процессов (разработка проектов организации строительства и производства работ, календарного плана выполнения работ, технологических карт на строительные процессы, технологических схем выполнения операций и др.);

• технологии нулевого цикла (рытьё котлована и траншеи, осуществление монтажа блоков фундаментов и стен подвала, монтажа перекрытия над подвалом, прокладки подземных коммуникаций);

• технологии возведения надземной части здания (возведение стен и перегородок, выполнение монтажа лестниц, плит перекрытий, панелей крыши, устройство кровли, монтаж внутренних санитарно-технических и электромонтажных коммуникаций, монтаж лифтового оборудования, монтаж окон и дверей, штукатурные работы, подготовку полов);

• технологии отделочных работ (выполнение работ внутри здания и на фасадах, включая штукатурные, облицовочные и малярные работы, работ по устройству полов, встроенного оборудования, установка санитарно-технической, электромонтажной арматуры и устройств);

• благоустройство территории (вывоз загрязнённого грунта и отсыпка свежего грунта для последующей посадки растений, асфальтирование подъездных путей к зданию и др.).


Знакомимся с профессиями

Инженер-строитель — специалист, который занимается проектированием зданий и сооружений, выполняет необходимые расчёты, разрабатывает чертежи, выбирает строительные материалы. Он наблюдает за объектами в процессе их строительства, принимает необходимые профессиональные решения, с тем чтобы объекты были сданы в срок и были выполнены качественно.



Запоминаем опорные понятия

Здание; сооружение; технологии возведения зданий: инженерно-геологические изыскания, технологическое проектирование строительных процессов, технологии нулевого цикла, технологии возведения надземной части здания, технологии отделочных работ.



Самостоятельная работа


Работа с информацией.

Выясните, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие предприятия строительной отрасли имеются в вашем регионе (цементный и кирпичный заводы, строительные компании и др.). Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий и др.


Проверяем свои знания


1. В чём преимущества здания из кирпича в сравнении с домом из древесины?

2. Чем отличаются здания от сооружений?

3. Какие технологии применяются при возведении зданий?


§2. Ремонт и содержание зданий и сооружений


Эксплуатация здания или сооружения — это комплекс работ по его содержанию, обслуживанию и ремонту.

Состав эксплуатационных работ показан на схеме (рис. 2).


Рис. 2. Состав эксплуатационных работ


Санитарное содержание здания (сооружения) включает следующие работы:

• уборка помещений;

• уборка придомовой территории;

• сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов;

• содержание и уход за элементами озеленения, обрезка деревьев;

• обслуживание и промывка мусоропроводов, водостоков, дренажной канализации.

Техническое обслуживание здания (сооружения) предусматривает проведение таких работ:

• технический мониторинг (наблюдение) состояния здания, в том числе с использованием автоматизированных систем наблюдения;

• обеспечение в помещениях необходимой температуры и влажности, освещение помещений и придомовой территорий;

• обеспечение мер пожарной безопасности;

• содержание и уход за фундаментом, стенами, плитами перекрытий, ограждениями, фасадами, помещениями, лестницами, крышами, дверями, окнами и другими строительными элементами здания (сооружения);

• содержание, обслуживание и наладка оборудования: механического, электрического, санитарно-технического, вентиляционного, газового;

• обеспечение подачи электроэнергии, отопления, горячей и холодной воды, газа, а также надёжной работы канализации;

• подготовка к эксплуатации здания (сооружения) в осенне- зимний период (утепление оконных проёмов, вставка разбитых стёкол, консервация систем поливки зелёных насаждений и др.);

• охрана здания (сооружения).

Ремонтные работы по восстановлению изношенных элементов здания (сооружения) включают:

• текущий ремонт (периодические профилактические работы в целях поддержания исправности конструкций и систем здания (сооружения), его санитарно-гигиенического состояния и внешнего вида);

• капитальный ремонт (восстановление здания путём полной или частичной замены изношенных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования);

• аварийно-восстановительные работы (при разрушении или неисправности элементов здания либо при аварийном воздействии стихии или техногенных причин).

Всеми перечисленными выше эксплуатационными работами по содержанию, обслуживанию и ремонту зданий занимаются предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, обеспечивающий надёжное функционирование зданий в населённых пунктах, создающий удобства и комфорт для проживания в них людей путём предоставления им широкого спектра услуг.

В 30-е гг. XX в. основными предприятиями ЖКХ являлись жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ), затем появились жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК).

C 2005 г. эксплуатационными работами занимаются в основном товарищества собственников жилья (ТСЖ) и частные управляющие организации (компании). Управляющая организация (компания), являясь посредником между собственниками многоквартирного жилого дома и лицами, оказывающими услуги по его содержанию и обслуживанию, поддерживает техническое состояние здания на уровне, предусмотренном проектом с учётом износа.


Практическая работа № 1


Ознакомление со строительными технологиями

1. Проанализируйте здание вашей школы и запишите в рабочую тетрадь:

• вид здания (кирпичное, блочное, монолитное или др.);

• какие материалы использованы при строительстве школы (кирпич, пластмассы, бетон, металл, стекло и др.);

• какие объекты имеются на пришкольной территории (спортивные сооружения, пришкольный садовый участок и др.);

• требуется ли зданию (по вашему мнению) текущий либо капитальный ремонт.

2. Определите, какие отделочные работы выполнены внутри здания школы (облицовка стен и полов плиткой, малярные работы, установка санитарно-технического оборудования, монтаж светильников и др.).

3. Определите и запишите в рабочую тетрадь, какие помещения имеются в здании школы (классы, спортивный зал, столовая и др.).

4. Узнайте и запишите в рабочую тетрадь, работники каких профессий занимаются в школе:

• уборкой помещений и пришкольной территории;

• обслуживанием электрического, санитарно-технического, вентиляционного оборудования;

• обеспечением мер пожарной безопасности;

• охраной здания.



Запоминаем опорные понятия

Эксплуатационные работы: санитарное содержание здания, техническое обслуживание здания, ремонтные работы; жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).



Самостоятельная работа


Проведите небольшое исследование на тему «Дом, в котором я живу»: проанализируйте здание, в котором вы проживаете, и здания вашего микрорайона. Выясните, какая технология была использована при строительстве вашего дома (дом кирпичный, блочный, сборно-монолитный, монолитный или др.), какие имеются коммуникации (обсудите эти вопросы с родителями). Оцените, в каком состоянии находится территория около вашего дома. Запишите полученную информацию в рабочую тетрадь, для того чтобы сделать сообщение на следующем уроке.


Домашнее задание.


§ 1,2 повторить темы урока.

 Ответить письменно на вопросы

1. Что входит в состав эксплуатационных работ?

2. Что такое ЖКХ?

3. Какие организации в настоящее время оказывают услуги по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов?

На дополнительную отметку

Подготовить сообщение о любой профессии сторителя




Комментариев нет:

Отправить комментарий