Регулирование транспортных потоков
Раздел. Технологии в транспорте.
Тема урока. Регулирование транспортных потоков.
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия о регулировании транспортных потоков; обучить решать учебные задачи по моделированию транспортных потоков, строить графическую модель потока, анализировать состав транспортного потока в населённом пункте.
Технологии в транспорте
§10. Регулирование транспортных потоков
Транспортный поток и его показатели
Транспортный поток — упорядоченное транспортной сетью движение транспортных средств. Пассажиропоток — перемещение пассажиров па транспортном средстве, грузопоток — перемещение грузов, а пешеходный поток — это движение пешеходов.
Транспортный поток характеризуется следующими основными показателями:
— интенсивность потока N — количество транспортных средств n, проходящих через поперечное сечение дороги в определённом направлении в единицу времени t: N = n∕t (авт/час);
— средняя скорость V (км/ч) потока транспортных средств;
— плотность потока D (авт/км) — количество автомобилей, находящихся в определённое время па отрезке дороги длиной в один километр.
Эти показатели связаны между собой основным уравнением транспортного потока: N = DV
График соотношения между скоростью V и плотностью D (рис. 28, а) показывает, что если плотность транспортного потока незначительная, то транспорт может развивать максимально разрешённую на данной дороге скорость (Vmax). Если плотность потока становится очень высокой, предельной (Dmax), то возникает дорожная пробка и весь транспорт останавливается (V = 0). График на рисунке 28, б показывает, что с увеличением плотности до некоторого критического значения (D0) интенсивность транспортного потока возрастает, но при дальнейшем увеличении количества автомобилей на дороге (до Dmax) их скорость снижается, автомобили останавливаются и интенсивность становится равной нулю (N = 0). Значение N0, соответствующее D0, называют пропускной способностью дороги. Средняя скорость транспортного потока V0 = N0 / D0, соответствующая критическому значению плотности D0, позволяет пропустить по дороге максимально возможное количество автомобилей.
В населённых пунктах наибольшая интенсивность движения наблюдается в утренний час пик, далее следует небольшой спад, после которого интенсивность движения плавно увеличивается до вечернего часа пик.
Состав транспортного потока характеризуется соотношением в нём транспортных средств различного типа (легковых, грузовых и др.). Оценка состава транспортного потока осуществляется по процентному содержанию каждого типа транспорта в общем потоке. Состав транспортного потока влияет на загрузку дорог и изношенность дорожного полотна.
Регулирование автотранспортных потоков
Регулирование дорожного движения — комплекс мероприятий, обеспечивающих удобство и безопасность движения по улицам и дорогам.
К этим мероприятиям относятся:
— размещение дорожных знаков и указателей;
— регулирование транспортных потоков с помощью светофоров;
— разметка дорожного полотна;
— управление движением транспорта и пешеходов сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения;
— строительство подземных пешеходных переходов и ограждений на тротуарах;
— строительство дорог на разных уровнях (мосты, эстакады, путепроводы, тоннели).
Основой регулирования дорожного движения в нашей стране являются правила дорожного движения. В больших городах одним из перспективных направлений регулирования дорожного движения является автоматическое перераспределение транспортных потоков с наиболее загруженных улиц на менее загруженные.
Моделирование транспортных потоков
В настоящее время специалистами разработан ряд компьютерных программ по моделированию транспортных потоков, доступных заинтересованным пользователям.
Эти программы направлены на оптимизацию работы транспорта в городах, мегаполисах, районах и позволяют производить:
— расчёт показателей существующих на данный момент времени транспортных потоков;
— расчёт транспортной потребности городов и регионов;
— оценку различных транспортных ситуаций на улично-дорожной сети;
— прогнозирование пассажиропотоков и потребности в транспорте;
— оценку себестоимости общественного транспорта;
— оптимизацию расписания и интервалов движения пассажирского транспорта;
— обоснование ввода новых и удаление неэффективных маршрутов пассажирского транспорта;
— оценку транспортных проблем в городе при строительстве нового жилого микрорайона, крупных промышленных, торговых, развлекательных объектов;
— расчёт эффекта от расширения проезжей части улицы, перепланировки перекрёстков, оптимизации светофорного регулирования, изменения расположения остановок пассажирского транспорта и др.;
— оценку эффективности внедрения автоматизированных систем управления уличным движением.
Знакомимся с профессиями
Водитель троллейбуса (трамвая) — специалист, который управляет транспортным средством, следуя правилам дорожного движения. Он знает устройство троллейбуса (трамвая), контролирует измерительные приборы на щитке управления, умеет соединять токоприёмники с контактной сетью, может выполнять несложный ремонт. Обеспечивает: безопасность движения; безопасность пассажиров; сохранность подвижного состава; экономное расходование электроэнергии; соблюдение графика движения; культуру обслуживания пассажиров и др.
Машинист тепловоза — специалист на железнодорожном транспорте, осуществляющий управление локомотивом (тепловозом, электровозом, дизель-поездом, электропоездом). Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т. д. Знает устройство локомотива, осуществляет его подготовку к рейсу, проверяет взаимодействие его узлов. Умеет проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью.
Практическая работа № 7
Построение графической модели транспортного потока
В результате наблюдений получены следующие показатели транспортного потока на автомобильной трассе.
1. Постройте в рабочей тетради графическую модель транспортного потока в координатах D - N (см. рис. 28, б) (можно воспользоваться средствами Microsoft Word или др.).
Плотность D, авт/км | 0 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 |
Интенсивность N, авт/ч | 0 | 1400 | 1850 | 2050 | 2100 | 2050 | 1800 | 1400 | 750 | 0 |
2. Определите по графику, при какой плотности транспортного потока на трассе возникает дорожная пробка. Визуально определите и отметьте на графике критическое значение D0 плотности транспортного потока и пропускную способность N0 автомобильной трассы.
3. Применяя основное уравнение транспортного потока — N = DV, определите величину средней скорости транспортного потока V0, обеспечивающую наибольшую интенсивность движения N0 по данной трассе.
4. При наличии в школе компьютерной программы моделирования транспортных потоков ознакомьтесь с ней и ее возможностями.
Запоминаем опорные понятия
Транспортный поток, показатели транспортного потока (интенсивность, средняя скорость, плотность), регулирование дорожного движения, правила дорожного движения.
Самостоятельная работа
Изучение состава транспортного потока в населённом пункте
1. Проведите наблюдение (около дороги, автотрассы) за составом транспортного потока в вашем населённом пункте. В течение 10 мин подсчитайте количество проехавших мимо вас (в одном направлении):
— автобусов общественного транспорта и маршрутных такси;
— легковых автомобилей;
— грузовых автомобилей.
Примечание 1. Наблюдение желательно проводить в составе группы из трёх человек, где каждый наблюдает только за одним типом транспорта из перечисленных выше.
Примечание 2. Для наблюдения можно использовать видеосъёмку с последующей компьютерной обработкой видеофайла.
2. Начертите в рабочей тетради таблицу и запишите в неё результаты наблюдений.
День недели и время наблюдения: | ||||
Автобусы общественного транспорта и маршрутные такси | Легковые автомобили | Грузовые автомобили | Общее количество транспорта, n | |
Количество автомобилей, проехавших за время наблюдения | ||||
Количество транспорта каждого типа в % к общему количеству | 100 |
3. Подсчитайте количество транспорта каждого типа в процентах к общему количеству транспорта, зафиксированному в результате наблюдений, и запишите результаты в таблицу.
4. Подсчитайте интенсивность транспортного потока на данной автодороге по формуле N = n∕t (авт/ч), где n — общее количество автотранспорта.
5. По результатам наблюдений сделайте выводы о том, транспорт какого типа преобладает в транспортном потоке вашего населённого пункта.
Проверяем свои знания
1. Что такое транспортный поток?
2. Назовите основные показатели транспортного потока.
3. C помощью каких мероприятий регулируют дорожное движение в населённых пунктах?
Комментариев нет:
Отправить комментарий