Урок 7
Техническая система и ее элементы
Раздел. Технологическая система.
Тема урока. Техническая система и ее элементы.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятий «техническая система» (подсистема, надсистема), «основные части машин, механизмов»; обучить распознавать звенья передачи (ведущее, ведомое), выполнять эскизы механизмов, рассчитывать передаточное отношение механизма.
Технологическая система
§9. Техническая система и её элементы
Техническая система (TC) — это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов, связанных между собой, чтобы выполнять функцию этой системы. Техническая система может быть простой (например, велосипед или доска-скейтборд) пли сложной (например, космический корабль). Сложные системы включают технические подсистемы, различные устройства и детали (например, в автомобильном подъёмном кране имеется подсистема — стрела для подъёма грузов). При этом подъёмный кран является надсистемой для стрелы.
Примером технической системы является любая машина. Вы уже знаете, что машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путем преобразования одного вида энергии в другой. Важнейшая особенность каждой машины — наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа.
Так, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы.
Для управления работой любой машины существуют устройства управления: рычаги, педали, кнопки. Некоторыми машинами управляют автоматические устройства, сигналы которым поступают с компьютера.
В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения — винтовой и фрикционный, а также ремённую передачу.
Рассмотрим другие механизмы передачи движения: цепной, зубчатый, реечный, являющиеся частями машин (табл. 1).
Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.
Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестерней. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).
В реечном механизме при вращении зубчатого колеса 1 рейка 2 перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки 2 колесо 1 вращается (см. табл. 1).
Таблица 1
Виды механизмов (передач)
Название механизма | Общий вид | Условное графическое изображение на кинематической схеме |
Цепной механизм: 1 — цепь; 2 — звёздочки | ||
Зубчатый механизм: а — цилиндрический; б — конический; 1 — зубчатые колёса | ||
Реечный механизм: 1 — зубчатое колесо; 2 — зубчатая рейка |
В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др ), одно звено является ведущим, а другое — ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, — ведомой.
Обычно диаметры зубчатых колёс, шкивов и звёздочек в передачах неодинаковые, ведомое и ведущее звенья вращаются с разной скоростью. Отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена или диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением і. Передаточное отношение также равно отношению количества зубьев ведомого зубчатого колеса (или ведомой звёздочки цепной передачи) к количеству зубьев ведущего колеса (звёздочки):
где n1 — частота вращения ведущего колеса (обороты в минуту); n2 — частота вращения ведомого колеса (обороты в минуту); D1 — диаметр ведущего колеса (мм); D2 — диаметр ведомого колеса (мм); z1 — количество зубьев ведущего колеса (звёздочки); z2 — количество зубьев ведомого колеса (звёздочки).
Например, при числе зубьев ведущего зубчатого колеса z1 = 12 и числе зубьев ведомого зубчатого колеса z2 = 48 передаточное отношение будет равно: і = 48 : 12 = 4.
Практическая работа № 7
Изучение механизмов (передач)
1. Начертите в рабочей тетради таблицу и укажите в ней, какой вид движения (вращательное или поступательное) имеется на входе и выходе механизмов, показанных в таблице 1 учебника.
Название механизма | Движение на входе | Движение на выходе |
2. Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
3. Выполните поиск в Интернете и найдите, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах.
4. Замерьте диаметры зубчатых колёс ручной дрели (или подсчитайте число зубьев) и определите передаточное отношение этой зубчатой передачи.
Запоминаем опорные понятия
Техническая система (подсистема, надсистема); основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный; шестерня; звенья передачи: ведущее, ведомое; передаточное отношение.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Узнайте, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие технические системы создал человек для удовлетворения своих основных потребностей. Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий и др. Подготовьте к следующему уроку небольшое сообщение на эту тему.
Проверяем свои знания
1. Что является рабочим органом у мотоцикла?
2. Как называется передаточный механизм у велосипеда?
3. Какие механизмы передачи движения вы знаете?
Комментариев нет:
Отправить комментарий