воскресенье, 4 сентября 2022 г.

6 класс §9. Техническая система и её элементы

 

Урок 7
Техническая система и ее элементы


Раздел. Технологическая система.

Тема урока. Техническая система и ее элементы.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятий «техническая система» (подсистема, надсистема), «основные части машин, механизмов»; обучить распознавать звенья передачи (ведущее, ведомое), выполнять эскизы механизмов, рассчитывать передаточное отношение механизма.


Технологическая система
§9. Техническая система и её элементы


Техническая система (TC) — это материальный объект искусственного происхождения, который состоит из элементов, связанных между собой, чтобы выполнять функцию этой системы. Техническая система может быть простой (например, велосипед или доска-скейтборд) пли сложной (например, космический корабль). Сложные системы включают технические подсистемы, различные устройства и детали (например, в автомобильном подъёмном кране имеется подсистема — стрела для подъёма грузов). При этом подъёмный кран является надсистемой для стрелы.

Примером технической системы является любая машина. Вы уже знаете, что машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путем преобразования одного вида энергии в другойВажнейшая особенность каждой машины — наличие трёх основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочего (исполнительного) органа.

Так, в автомобиле есть двигатель внутреннего сгорания, в котором энергия топлива превращается в энергию движения. Рабочими органами являются ведущие колёса автомобиля, а между двигателем и колёсами расположены передаточные механизмы.

Для управления работой любой машины существуют устройства управления: рычаги, педали, кнопки. Некоторыми машинами управляют автоматические устройства, сигналы которым поступают с компьютера.

В 5 классе вы изучали некоторые механизмы передачи движения — винтовой и фрикционный, а также ремённую передачу.

Рассмотрим другие механизмы передачи движения: цепной, зубчатый, реечный, являющиеся частями машин (табл. 1).

Цепной механизм передачи движения имеется у велосипеда. Он состоит из цепи и двух звёздочек.

Зубчатый механизм (зубчатая передача) есть у ручной дрели. Механизм состоит из двух зубчатых колёс, которые вращаются в разных направлениях. Меньшее из двух находящихся в зацеплении колёс называют шестерней. Зубчатые колёса могут быть цилиндрическими или коническими (как у дрели).

В реечном механизме при вращении зубчатого колеса 1 рейка 2 перемещается поступательно, и наоборот, при поступательном движении рейки 2 колесо 1 вращается (см. табл. 1).

Таблица 1

Виды механизмов (передач)


Название механизмаОбщий видУсловное графическое изображение на кинематической схеме
Цепной механизм:
1 — цепь;
2 — звёздочки
Зубчатый механизм:
а — цилиндрический;
б — конический;
1 — зубчатые колёса
Реечный механизм:
1 — зубчатое колесо;
2 — зубчатая рейка


В механизме, состоящем из двух звеньев (зубчатых колёс, звёздочек и др ), одно звено является ведущим, а другое — ведомым. Ведущее звено передаёт движение ведомому звену. Например, звёздочка цепной передачи велосипеда, которую вы вращаете педалями, является ведущей, а звёздочка, которая закреплена на оси заднего колеса, — ведомой.

Обычно диаметры зубчатых колёс, шкивов и звёздочек в передачах неодинаковые, ведомое и ведущее звенья вращаются с разной скоростью. Отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена или диаметра ведомого колеса к диаметру ведущего называют передаточным отношением і. Передаточное отношение также равно отношению количества зубьев ведомого зубчатого колеса (или ведомой звёздочки цепной передачи) к количеству зубьев ведущего колеса (звёздочки):

где n1 — частота вращения ведущего колеса (обороты в минуту); n2 — частота вращения ведомого колеса (обороты в минуту); D1 — диаметр ведущего колеса (мм); D2 — диаметр ведомого колеса (мм); z1 — количество зубьев ведущего колеса (звёздочки); z2 — количество зубьев ведомого колеса (звёздочки).

Например, при числе зубьев ведущего зубчатого колеса z1 = 12 и числе зубьев ведомого зубчатого колеса z2 = 48 передаточное отношение будет равно: і = 48 : 12 = 4.


Практическая работа № 7


Изучение механизмов (передач)

1. Начертите в рабочей тетради таблицу и укажите в ней, какой вид движения (вращательное или поступательное) имеется на входе и выходе механизмов, показанных в таблице 1 учебника.

Название механизмаДвижение на входеДвижение на выходе

2. Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.

3. Выполните поиск в Интернете и найдите, какие ещё механизмы, кроме имеющихся в мастерской, применяются в современных машинах.

4. Замерьте диаметры зубчатых колёс ручной дрели (или подсчитайте число зубьев) и определите передаточное отношение этой зубчатой передачи.



Запоминаем опорные понятия

Техническая система (подсистема, надсистема); основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный; шестерня; звенья передачи: ведущее, ведомое; передаточное отношение.



Самостоятельная работа


Работа с информацией.

Узнайте, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие технические системы создал человек для удовлетворения своих основных потребностей. Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий и др. Подготовьте к следующему уроку небольшое сообщение на эту тему.


Проверяем свои знания


1. Что является рабочим органом у мотоцикла?

2. Как называется передаточный механизм у велосипеда?

3. Какие механизмы передачи движения вы знаете?



Комментариев нет:

Отправить комментарий