Урок 1
О предмете «Технология» в 5 классе. Потребности человека
Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.
Тема урока. О предмете «Технология» в 5 классе. Потребности человека.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: ознакомить с целью и задачами изучения «Технологии» в 5 классе; организовать деятельность обучающихся по изучению потребностей человека.
Современные технологии и перспективы их развития
§1. Потребности человека
Любой человек с момента своего рождения ощущает различные нужды, или потребности.
Потребность — это осознаваемая человеком нужда в чём-либо.
Поскольку люди могут объединяться в различные общества, потребности может испытывать и общество в целом. В итоге появляются общественные потребности.
Люди, стремясь удовлетворить свои потребности, ставят перед собой различные задачи и, решая их, движутся вперёд в своём развитии. Таким образом, можно сказать, что потребности являются движущей силой развития человеческого общества.
Потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия — это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), показанную на рисунке 1.
В основании изображённой фигуры лежат физиологические потребности (рис. 2). Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий внешней среды (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.
Выше (см. рис. 1) размещаются потребности в безопасности, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта; иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств (рис. 3).
Социальные потребности (социальный — связанный с жизнью людей в обществе) свидетельствуют о том, что человек — существо коллективное и вне группы жить не может. Он ищет общения, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность в сотрудничестве и взаимопомощи, жить и работать в определённом коллективе (рис. 4).
Статусные потребности (статус — это положение человека в обществе) проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признание и высокую оценку деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении (рис. 5).
Наиболее важными являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся потребности в саморазвитии (рис. 6), этические (нравственные), эстетические (потребности в красоте), интеллектуальные (потребности в образовании, духовном развитии), потребности творчества.
Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей. Кроме того, потребности должны расширяться, то есть становиться всё более разнообразными.
Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества.
Развитие потребностей влечёт за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить космос — создания новых технологий, чтобы долететь до других планет, исследовать их, передавать информацию на Землю и т. д.
Практическая работа № 1
Изучение потребностей человека
1. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что физиологические потребности возникли первыми.
2. Перечислите десять главных своих потребностей. Какие из них являются физиологическими, социальными, духовными?
3. Составьте план по возвышению и расширению своих потребностей.
4. В книге Николая Носова «Незнайка на Луне» герои попадают на Дурацкий остров. Они видят, что жители острова занимаются только тем, что едят, спят, катаются на аттракционах и смотрят фильмы ужасов. В результате постепенно превращаются в овец. Какие потребности удовлетворяли жители Дурацкого острова, а какие нет? Что хотел сказать автор, превращая их в овец?
Запоминаем опорные понятия
Потребности, общественные потребности, иерархия потребностей.
Самостоятельная работа
1. Разработайте программу изучения духовных потребностей членов семьи.
2. Проанализируйте духовные потребности семьи в соответствии с разработанной программой.
Проверяем свои знания
1. Объясните значение слова «потребность». Подберите к нему слова-синонимы.
2. Как вы понимаете выражение «потребности расширяются и возвышаются»? Как изменялись с возрастом ваши потребности?
3. Может ли человек управлять своими потребностями? Как именно?
Урок 2. §2. Понятие технологии
Комментариев нет:
Отправить комментарий