Урок 3
Технологический процесс
Раздел. Современные технологии и перспективы их развития.
Тема урока. Технологический процесс.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по формированию понятия технологического процесса и его параметров, видов сырья и ресурсов, способов получения и взаимозаменяемости ресурсов, побочных эффектов реализации технологического процесса; обучить составлять технологические карты простых процессов, связанных с организацией действий и взаимодействия в быту.
Современные технологии и перспективы их развития
§3. Технологический процесс
Для материальных и нематериальных технологий технологический процесс — это последовательность взаимосвязанных действий по обработке исходных данных до получения требуемого результата.
Разнообразие технологических процессов обусловлено следующими основными факторами: видом используемого сырья; формой и количеством необходимых энергетических ресурсов; количеством стадий (операций) преобразования сырья; продолжительностью процесса; видом готовой продукции.
При добыче полезных ископаемых сырьём являются каменный уголь, руда, нефть и другие; в машиностроении — металлы, древесина, пластмассы и другие; в сельском хозяйстве — зерно, скот и другие; в кулинарии — пищевые продукты; в технологических процессах изготовления мебели — древесина, пластмассы и другие; одежды и обуви — различные ткани, кожа, резина и др.
Виды энергетических ресурсов очень разнообразны: в производственных технологиях — это электричество, природный газ и другие, в сельском хозяйстве — топливо для тракторов, комбайнов и др. Эти ресурсы связаны с первичными энергоресурсами, которые могут быть невозобновляемыми и возобновляемыми.
Невозобиовляемые ресурсы (нефть, природный газ, уголь, торф и др.) со временем могут закончиться, поэтому их надо беречь.
Возобновляемые ресурсы (энергия рек, солнечная и ветровая энергия, энергия внутреннего тепла Земли и др.) практически неисчерпаемые, их человечеству следует использовать интенсивнее. Замена невозобновляемых ресурсов на возобновляемые (взаимозаменяемость ресурсов) способствует сохранению природных ресурсов Земли и улучшает экологию планеты.
Превращение сырья в готовое изделие (например, процесс изготовления стола или стула из древесины) с помощью различных инструментов называют производственным процессом.
Частью производственного процесса является технологический процесс. Технологический процесс — это последовательность действий при обработке заготовки для получения какой- либо отдельной детали изделия (например, ножки стола или стула) или при сборке изделий из отдельных деталей.
Технологический процесс характеризуется следующими параметрами:
• материалоёмкость — количество сырья и материалов, потраченных в данном технологическом процессе;
• трудоёмкость — количество времени, затрачиваемое на изготовление одного изделия;
• производительность — количество изделий, изготавливаемых в единицу времени (за минуту, за час, за сутки и т. д.);
• себестоимость — все затраты по данному технологическому процессу (в рублях);
• точность — обеспечение высокого качества изготавливаемых изделий;
• устойчивость и надёжность — способность технологического процесса обеспечивать высокое качество изготавливаемых изделий на протяжении длительного времени.
Для осуществления на каком-либо производстве определённого технологического процесса необходимы следующие условия: наличие сырья, материалов, транспортных средств, производственных помещений, энергоресурсов, нужного технологического оборудования и инструментов, квалифицированных работников и др.
Реализация технологических процессов часто имеет отрицательные побочные эффекты в виде промышленных отходов. Внедрение современных систем переработки отходов позволяет повысить эффективность производства и снизить воздействие на окружающую среду. На металлообрабатывающих предприятиях накапливается много металлической стружки, которую отправляют на переплавку и изготовляют из этого вторичного сырья много полезных вещей. Древесная стружка и опилки с деревообрабатывающих предприятий используются при изготовлении древесно-стружечных плит. Из отходов стекольных заводов получают стекловолокно, стеклянную вату, пеностекло, которые применяют при строительстве домов. Отходы пластмасс сортируют, измельчают и изготавливают из них новые изделия.
Любой технологический процесс состоит из технологических операций.
Технологическая операция — это часть технологического процесса, которую выполняют непрерывно на одном рабочем месте, над одним или несколькими одновременно обрабатываемыми или собираемыми изделиями, одним или несколькими рабочими.
Для того чтобы любой технологический процесс был доступен человеку, требуется изложить его понятным языком, соблюдая определённые правила. Технологический процесс может быть описан в текстовых документах, с помощью математических и химических формул, таблиц, эскизов и чертежей, моделей, алгоритмов, инструкций, макетов и др.
Инструкция по эксплуатации — это документ, содержащий описание изделия и правила пользования им. Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения конкретной задачи.
Технологическая карта — это документ, оформленный, как правило, в виде таблицы, в которой изложена последовательность выполнения операций, их графическое изображение, а также дан перечень инструментов и приспособлений, необходимых для каждой операции.
На рисунке 11 показана структура технологической карты.
Ознакомьтесь с содержанием простейшей технологической карты (табл. 1).
Таблица 1
Технологическая карта. Уход за обувью
№ п/п | Содержание операции | Изображение | Оборудование, инструменты, приспособления |
1 | Протереть обувь влажной губкой (тканью) | Влажная губка (ткань) | |
2 | Набить обувь газетной бумагой | Газетная бумага | |
3 | Высушить обувь, установив её около батареи отопления | Комнатная батарея отопления | |
4 | Нанести на обувь слой крема | Крем для обуви, губка для обуви | |
5 | Навести блеск | Мягкая щётка, салфетка для полировки обуви |
Практическая работа № 3
Подготовка к образовательному путешествию
1. Сделайте информационное сообщение о подготовке к экскурсии на предприятие (по результатам вашей самостоятельной домашней работы). Сравните свои результаты поиска информации с результатами ваших одноклассников.
2. Выберите маршрут и составьте в рабочей тетради перечень вопросов, на которые надо обратить внимание при исследовании работы выбранного предприятия (вид производственного помещения, выпускаемая продукция, применяемые технологии, используемое сырьё и материалы, оборудование и инструменты, транспортные средства, специальности работников и др.).
Практическая работа № 4
Разработка технологических карт простых технологических процессов
1. Составьте технологическую карту одного из приведённых технологических процессов (без выполнения эскизов):
• пришивание пуговицы;
• уборка помещения пылесосом;
• склеивание разбитой на две части декоративной вазочки;
• уход за домашними растениями;
• уборка урожая на дачном или приусадебном участке (выращенный продукт по усмотрению учащегося);
• уход за домашним животным.
2. Сравните свою технологическую карту с технологическими картами, составленными вашими одноклассниками.
3. Получите у учителя памятку или инструкцию по применению или хранению какого-либо изделия (часов, телефона, мелких механических инструментов, предмета одежды, кулинарного полуфабриката, средства бытовой химии и др.). Запишите кратко в рабочую тетрадь наименование изделия, основные правила пользования им, перечень недопустимых действий, приводящих к порче изделия или к нарушению безопасности окружающих.
Запоминаем опорные понятия
Технологический процесс, сырьё, энергетические ресурсы: невозобиовляемые, возобновляемые, взаимозаменяемость ресурсов, производственный процесс, изделие, технологическая операция, инструкция, алгоритм, технологическая карта.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Узнайте, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие технологии мы используем для организации своего быта. Отметьте нежелательное для окружающей среды воздействие технологий, поддерживающих жизнь в вашем населённом пункте. Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий и др.
Проверяем свои знания
1. Что такое производственный процесс?
2. Что такое технологический процесс?
3. Почему невозобновляемые ресурсы необходимо беречь и каким образом помогает в этом взаимозаменяемость ресурсов?
Комментариев нет:
Отправить комментарий