воскресенье, 4 сентября 2022 г.

6 класс 11 урок

 

Урок 11 (вариант А)
Графическое изображение изделий


Раздел. Материальные технологии.

Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.

Тема урока. Графическое изображение изделий.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с чертежами деталей из древесины, имеющих цилиндрическую и коническую форму, и чертежами металлических деталей, изготовленных из сортового проката, со сборочными чертежами; обучить учащихся читать сборочные чертежи, вычерчивать эскиз или чертеж простой детали; развивать графическую грамотность.


Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§13. Графическое изображение изделий


Чертежи деталей из древесины


Чертёж детали и сборочный чертёж


Изделия из древесины, которые вы изготавливали в 5 классе, состояли из деталей призматической формы: дощечек, брусков, реек, кубиков. Теперь вы ознакомитесь с технологией обработки деталей цилиндрической и конической формы ручными инструментами и на токарном станке. Технические рисунки таких деталей показаны на рисунке 29, чертёж одной детали — на рисунке 30.


 
Рис. 29. Технические рисунки деталей: а — кегля: б — комплект для измельчения специй: 
в — ручка садового рыхлителя; г — дверная ручка; д — шашки; е — декоративная пуговица

Особенностью таких деталей является то, что они имеют в сечении форму круга, поэтому на чертеже достаточно изобразить всего один вид детали.

В качестве примера рассмотрим чертёж детали «ручка напильника» (см. рис. 30). По существующим правилам деталь располагают на чертеже так, чтобы её ось была горизонтальна. Надписи Ø 24, Ø 20 и Ø 16 обозначают диаметры детали в различных её частях. Вертикальная линия, пересекающая ось детали в левой части чертежа, и обозначение радиуса R 12 показывают, что слева деталь имеет форму полусферы (полушара).


Рис. 30. Чертёж детали «ручка напильника»

Если вы сами выполняете чертёж, то в основной надписи (подписи к чертежу), кроме названия детали, её материала, масштаба изображения, вы должны указать свою фамилию и фамилию учителя, номер школы, класс (см. рис. 30).

Многие изделия из древесины состоят из нескольких деталей, соединённых между собой неподвижно с помощью гвоздей, шурупов, клея. На рисунке 31 показаны примеры таких изделий.


 
Рис. 31. Изделия из древесины, состоящие из нескольких деталей:
а — игрушка «пирамидка»; б — настенная полка; в — подставка для фломастеров и карандашей:
 г — карниз для кухни; д — кормушка для птиц: в — карандашница; ж — крестовина для новогодней ёлки; 3 — полка для одежды

Для многодетальных изделий, например скамеечки, выполняется сборочный чертёж (рис. 32). На сборочном чертеже проставляются габаритные размеры и размеры, которые необходимо соблюдать при сборке изделия.



Для скамеечки габаритными размерами являются: высота 225 мм, длина 350 мм и ширина 230 мм. Размеры 250 мм на главном виде, а также 120 мм и 250 мм на виде сверху являются справочными и показывают места расположения крепёжных шкантов.

Количество видов на сборочном чертеже должно быть таким, чтобы они полностью характеризовали (отображали) конструкцию изделия. Для изображения на сборочном чертеже скамеечки (см. рис. 32) понадобилось три вида: главный вид, вид слева и вид сверху.


Спецификация составных частей изделия


Внизу чертежа над основной надписью размещают спецификацию — таблицу, в которой перечислены все детали, входящие в данное изделие (см. рис. 32).

Если у вас имеется готовый сборочный чертёж изделия, которое вы собираетесь изготовить, то вначале надо прочитать этот чертёж. Чтение сборочного чертежа начинают с изучения названия изделия, масштаба изображения, всех видов на чертеже, габаритных размеров. После этого переходят к изучению спецификации. По порядку номеров (позиций) выясняют названия входящих в изделие деталей и изучают их внешний вид на сборочном чертеже. Затем читают в спецификации названия материалов, из которых должны быть изготовлены детали, выясняют количество деталей.


Чертежи деталей из сортового проката


Правила изображения технических рисунков, эскизов и чертежей деталей из сортового проката такие же, как и при изображении деталей из древесины и тонколистового металла.

На рисунке 33 изображены изделия из сортового проката. Из полосы изготовлены отвёртка и подвеска для цветов, из уголка — крепёжный элемент для ремонта школьной мебели.


Рис. 33. Изделия из сортового проката: а — отвёртка; б — подвеска для цветов; в — крепёжный уголок

Если изделие состоит из нескольких деталей, то применяют сборочный чертёж, который выполняют по тем же правилам, что и сборочные чертежи изделий из древесины. На рисунке 34, а показан технический рисунок, а на рисунке 34, 6 — сборочный чертёж приспособления для изготовления заклёпок разной длины (с потайной головкой) в условиях школьной мастерской. При изготовлении заклёпок это приспособление закрепляют в тисках четырьмя отверстиями вверх и закладывают в одно из отверстий отрезок проволоки, выступающий из отверстия на величину, равную половине диаметра проволоки. Ударами молотка расклёпывают выступающую часть вровень с плоскостью уголков.


Рис. 34. Приспособление для изготовления заклёпок: а — технический рисунок; 
б — сборочный чертёж: 1 — уголок; 2 — штифт

После этого разжимают губки тисков, вынимают из них приспособление, извлекают штифты 2 и разъединяют утолки 1 (см. рис. 34, 6), чтобы извлечь готовую заклёпку.

Порядок чтения сборочного чертежа изделия из металла такой же, как и для сборочного чертежа изделия из древесины.


Практическая работа № 13


Выполнение эскиза или чертежа детали из древесины.

Чтение сборочного чертежа

1. Рассмотрите предложенную учителем деталь и выполните её эскиз или чертёж (в зависимости от задания) в рабочей тетради, соблюдая масштаб. Измерьте деталь линейкой и нанесите все нужные размеры на эскиз или чертёж.

2. Прочитайте выданный учителем сборочный чертёж. Запишите в тетрадь названия деталей, материал, из которого они изготовлены, масштаб изображения, количество видов на чертеже.


Практическая работа № 14


Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката

1. Рассмотрите рисунок 33 и выполните в рабочей тетради эскиз одной из деталей (отвёртки, подвески, уголка) или эскиз детали, выданной учителем.

2. Прочитайте сборочный чертёж, изображённый на рисунке 34, б, или выданный учителем сборочный чертёж другого изделия.

3. Заполните таблицу в рабочей тетради.

Название изделияМасштаб изображенияКоличество видов на чертежеГабаритные размеры изделияНазвание входящих в изделие деталейМатериал деталейКоличество деталей
 1.
 2.
 3.
 4.
 5.
 6.



Запоминаем опорные понятия

Основная надпись, сборочный чертёж, габаритные размеры, спецификация; чтение сборочного чертежа.



Проверяем свои знания


1. Что такое сборочный чертёж?

2. Какие размеры проставляют на сборочном чертеже?

3. Что такое спецификация?



Комментариев нет:

Отправить комментарий