Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов.
Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§26. Мозаика
Мозаика — разновидность декоративно-прикладного искусства, в котором изображение (в виде орнамента или какого-либо сюжета) создаётся из кусочков стекла, древесины, камней, металлов, бумаги, пластмассы и др. Эти кусочки, плотно подогнанные друг к другу, выкладывают на украшаемую поверхность и скрепляют клеем, специальной мастикой, цементом и т. п. (рис. 88, 89).
Орнамент — узор, состоящий из повторяющихся рисунков-элементов, расположенных по краю изделия или заполняющих всю поверхность сплошным узором (рис. 90).
Орнамент может быть геометрическим (состоящим из кругов, квадратов, ромбов и др.), растительным (из цветов, плодов, листьев и др.), зооморфным (изображающим фигуры реальных или фантастических животных и птиц), геральдическим (где используются эмблемы, знаки). В русском орнаменте применяют как геометрические и растительные формы, так и изображения зверей и птиц.
В деревянной мозаике изделие составляют из кусочков различных (часто ценных) пород дерева. Мозаику применяют для украшения мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия, интерьеров зданий и сооружений. Техника деревянной мозаики была известна в странах Востока и в европейских странах с давних времён. В России периодом расцвета деревянной мозаики был XVIII в.
Наиболее распространёнными видами деревянной мозаики являются инкрустация, интарсия, блочная мозаика и маркетри.
Инкрустация — украшение изделия из дерева, металла, кожи врезанными в его поверхность фигурными пластинами из различных материалов — перламутра, янтаря, металла, слоновой кости, драгоценных камней, которые образуют на поверхности рисунок или узор. На рисунке 91 показана шкатулка, инкрустированная перламутром.
Интарсия — вид мозаики, где в деревянную основу врезают фигурные кусочки дерева разных пород, отличающиеся по текстуре и цвету. Интарсия впервые появилась в Древнем Египте. Наивысшего расцвета интарсия достигла в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения в Италии. Вначале рисунки представляли собой различные орнаменты, которые становились всё более сложными и многокрасочными. Затем появились изображения улиц, городов, исторических событий, сцен из повседневной жизни.
В наше время в технике интарсии выполняют художественные панно, картины, отделывают предметы мебели. При этом часто подготовленные кусочки древесины не вставляют в углубления, а просто наклеивают на ровную деревянную основу, имеющую контуры будущей картины. На рисунке 92 представлено панно, выполненное в современной технике интарсии.
Блочная мозаика. Техника блочной мозаики состоит в следующем. Первоначально склеивают несколько слоёв древесины, имеющей различную текстуру и цвет (рис. 93, а, б). Получившиеся пакеты нарезают на блоки-бруски, которые комбинируют (подбирают) в соответствии с разработанным рисунком (рис. 93, в) и склеивают между собой (рис. 93, г).
а,б — склеивание пакетов и нарезание их на блоки-бруски; в — подбор блоков-брусков для получения необходимого рисунка; г — соединение блоков-брусков на клею; д — пластины, нарезанные из полученного блока
Склеенный блок разрезают поперёк на тонкие пластины с одинаковым рисунком (рис. 93, д). Такими пластинами и украшают поверхность изделий, наклеивая их или вставляя в подготовленные для них углубления. После этого поверхность шлифуют и лакируют.
Родиной блочной мозаики считается Древний Восток. Эта техника в XVI-XVII вв. получила развитие в Италии, где наряду с древесиной в блоки вклеивались пластины из слоновой кости.
Из блочной мозаики можно получить только геометрические рисунки. Такими орнаментами украшают мебель, музыкальные инструменты, сувенирные изделия.
Маркетри — это вид мозаики, в котором мозаичный рисунок выполняют из кусочков шпона толщиной 0,5...3 мм ценных пород древесины и приклеивают его на поверхность изделия из простых пород (рис. 94).
Эта техника мозаики появилась в конце XVI в. и распространилась во всех странах Европы. Её широко применяли и применяют для украшения интерьеров помещений, различной мебели, сувениров и т. п.
Вырезая мозаичные элементы из шпона с ярко выраженной текстурой и комбинируя их определённым образом, можно создавать объёмные изображения, подобные показанным на рисунке 95.
Запоминаем опорные понятия
Мозаика, инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Найдите, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, мозаичные изделия, выполненные в технике инкрустации, интарсии, маркетри. Сохраните информацию в форме эскизов, фотографий и др. Подготовьте небольшое сообщение к следующему уроку.
Проверяем свои знания
1. Какими материалами украшают поверхность изделия при инкрустации?
2. Что такое интарсия?
3. Как получить объёмное изображение в технике маркетри?
Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§27. Технология изготовления мозаичных наборов
Создание мозаичного набора из шпона в технике маркетри включает две основные операции: изготовление элементов мозаики и соединение их в общий рисунок.
Материалы для маркетри
Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древесины. Шпон должен быть абсолютно сухим, чтобы не появлялись трещины после приклеивания набора к основе. Для мелких деталей применяют шпон из древесины со слабовыраженной текстурой: липы, груши, берёзы. Для более крупных — шпон из клёна, дуба, ореха, ясеня, вяза, палисандра, карагача и др.
Рабочее место и инструменты для маркетри
Рабочим местом является верстак или стол, поверхность которого должна быть хорошо освещена. Нарезать шпон следует на подкладных щитах размером примерно 600 × 400 мм, изготовленных из фанеры толщиной 8...10 мм или из отрезка доски из мягких пород древесины (липы, ольхи).
Основным инструментом для выполнения работ в технике маркетри является хорошо заточенный нож-резак (рис. 96, а).
Режущая кромка ножа должна быть остро заточена, так как плохо заточенный нож не будет резать волокна древесины, а будет их сминать.
Нож-пилка (рис. 96, г) служит для разрезания шпона на полоски вдоль волокон по металлической линейке.
а — ножи-резаки; б — шило; в — свёрла (спиральное с направляющим центром и перовое); г — нож-пилка; д — притирочный молоток; е — циркуль-резак
Притирочным молотком (рис. 96, д) разглаживают только что приклеенный к основе мозаичный набор (от середины к краям) для выдавливая из-под набора излишков клея.
Циркуль-резак (рис. 96, е) служит для вырезания кругов шпона.
Кроме этого, для мозаичных работ необходимы: металлическая линейка, угольник, циркуль, копировальная бумага или калька, лобзик, напильники, шлифовальная шкурка, струбцины, клей ПВА, бесцветный лак, кисти.
Выполнение мозаичного набора
Рисунок переводят на фоновый шпон через копировальную бумагу (рис. 97, а) или кальку.
Затем ножом-резаком вырезают из фона размеченный рисунок (рис. 97, б) и получают гнездо (рис. 97, в). Подготовленный фон с гнездом укладывают на шпон другого цвета и используют его в качестве шаблона для изготовления вставки. Кончиком ножа-резака (наклонённого внутрь гнезда) прорезают контур так, чтобы на шпоне вставки остались неглубокие надрезы (рис. 97, г). После этого фон с гнездом убирают и по полученным надрезам вырезают вставку.
а — копирование рисунка на фоновый шпон; б — вырезание гнезда; в — гнездо в фоновом шпоне; г — вырезание вставки; д — совмещение вставки и гнезда; е — соединение вставки и фона клейкой лентой
Вставку помещают в гнездо фона (рис. 97, д) и скрепляют с лицевой стороны клейкой лентой или бумагой (рис. 97, е).
После того как набор высохнет, выполняют облицовывание основы. Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Для этого набор смазывают клеем, укладывают на основу — обычно лист фанеры — и разглаживают притирочным молотком, удаляя остатки клея. Затем набор для лучшего склеивания накрывают листом неплотного картона, помещают его между двумя щитами из древесно-стружечной плиты и стягивают щиты струбцинами.
Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шпона. Следует помнить, что шпон нельзя пытаться резать одним движением, так как он начнёт ломаться вдоль волокон. Надо, набравшись терпения, проводить линию реза несколько раз по одному и тому же месту, постепенно углубляясь в шпон. Тогда материал не будет расщепляться.
Полоски шпона нарезают по металлической линейке (рис. 98, а).
а — полосок; б — треугольников; в — кругов и овалов; г — скруглений малого радиуса; д — тонких криволинейных полосок
Если, например, необходимо вырезать вставку в виде треугольника, то нож-резак перемещают от вершин его углов (рис. 98, б) к сторонам.
При вырезании вставки в виде круга или овала нож-резак ведут вдоль волокон, а не поперёк (рис. 98, в). При вырезании кольца вначале прорезают внутреннюю окружность, а затем наружную. Если вставка имеет скругление небольшого радиуса, то вырезать её лучше так, как показано на рис. 98, г. Для получения сложных криволинейных контуров применяют шаблоны. Если необходимо получить тонкие полоски, их вырезают специальным двойным ножом-резаком (рис. 98, д).
Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бумагу. На лист плотной бумаги переводят рисунок, вырезают отдельные элементы мозаики и наклеивают их на бумагу вплотную друг к другу, заполняя весь рисунок. Готовый набор наклеивают на основу, и после высыхания клея бумагу слегка смачивают и удаляют.
Готовый приклеенный мозаичный набор обрабатывают шлифовальной колодкой с мелкозернистой шкуркой и покрывают бесцветным лаком.
Практическая работа № 29
Изготовление мозаики из шпона
1. Получите у учителя задание на изготовление мозаичного набора (например, одного из показанных на рисунке 99).
2. Подготовьте рабочее место и инструменты для изготовления мозаичного набора.
3. Подготовьте рисунок и переведите его на фоновый шпон.
4. Вырежьте элементы мозаики и наклейте их на основу.
5. На следующем уроке выполните отделку изделия лакированием. Сфотографируйте сделанное изделие и поместите фотографию в портфолио.
Запоминаем опорные понятия
Нож-резак, нож-пилка, притирочный молоток, циркуль-резак, облицовывание.
Проверяем свои знания
1. Почему шпон для изготовления мозаичного набора должен быть абсолютно сухим?
2. C какой целью подкладные доски-щиты, на которых разрезают шпон, должны быть из мягких пород древесины?
3. Для чего нож-резак при вырезании вставки наклоняют внутрь гнезда?
Домашнее задание
Читать § 26,27, в тетрадь ответить на вопросы в конце параграфов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий